Читайте обзор книги Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений», и Вы узнаете, почему для человечества нет надежды

Добро пожаловать в «Матрицу»! Наш «жизненный сценарий» уже прописан, программа запущена. И мы бредем по жизни, заполняя время до прихода смерти тем, что послушно играем свои роли и подыгрываем остальным «спящим», тем самым еще больше закрепляя сценарий. Мрачная картина… А есть ли возможность «проснуться», «взломать» программу?

«…Для человечества в целом нет надежды, но для отдельного человека она есть»,

– этими словами заканчивается последняя глава мирового бестселлера «Игры, в которые играют люди».

«Игры, в которые играют люди» – О чем эта книга

обложка книги Эрика Берна Игры, в которые играют люди

Ну конечно, она не о «Матрице», во всяком случае не о той, с которой мы знакомы благодаря культовому фильму. Эрик Берн скончался почти за 30 лет до выхода кинокартины на экран.

«Игры, в которые играют люди», впрочем, как и другие произведения автора, посвящены трансакционному анализу.

Это направление в психологии и психотерапии, основателем которого является все тот же Эрик Берн, американский психолог и психиатр.

Трансакционный анализ

Эрик Леннард Берн (1910-1970)
Эрик Берн автор книги Игры, в которые играют люди

Транс(з)акционный анализ – психологическая модель, описывающая и анализирующая личность и межличностное поведение.

Он включает:

  • структурный анализ,
  • собственно трансакционный анализ,
  • теорию игр,
  • анализ жизненного сценария.

 

Структурный анализ

Если верить Э. Берну, в каждом человеке сосуществуют несколько эго-состояний. Каждому из них соответствуют определенные поведенческие установки.

Причем, что примечательно, эти шаблоны поведения одного и того же индивидуума могут быть несовместимы между собой.

«…и это не роли, а психологические реальности»…

Фактически Э. Берн заявляет, что личность не является цельной и неделимой.

Сплит
Он «разбивает» этот «набор» на три эго-состояния и условно называет их Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя).

«Они тщательно отделены друг от друга, по-скольку очень различны и очень часто несовместимы друг с другом»

постер к фильму Сплит

Родитель:

  • носитель моральных норм и ценностных ориентиров;
  • играет важную роль в формировании жизненной программы;
  • контролирует, запрещает, требует, осуждает, одобряет и т. д.;
  • догматик.

 

Взрослый:

  • «отвечает» за выживание;
  • объективно оценивает текущую реальность;
  • рационален, логичен, организован, компетентен;
  • относительно независим;
  • хорошо адаптирован.

Ребенок (Дитя):

  • носитель биологических потребностей и примитивных нужд;
  • характеризуется спонтанностью, импульсивностью решений;
  • «отвечает» за творческий потенциал, креативность и интуицию;
  • демонстрирует инфантильность, эгоистичность, беспомощность, готовность подчиняться.

 

 

Зрелая личность характеризуется балансом указанных эго-состояний с доминирующей ролью Взрослого.

Структурный анализ Эрика Берна (анимация)

Собственно трансакционный анализ

Трансакция – единица человеческих взаимоотношений. Она состоит из стимула и ответной реакции:

– Сколько времени?

– Без пяти минут двенадцать.

Во время межличностного контакта эго-состояния партнеров по общению взаимодействуют между собой. Коммуникация проходит гладко и длится сколь угодно долго, если эти взаимодействия дополнительны (параллельны). Векторы общения таких трансакций не пересекаются, ответная реакция уместна, ожидания сторон совпадают.

Например, два инженера спокойно и конструктивно обсуждают производственную проблему (Взрослый – Взрослый). Или практикант выражает свое восхищение мастерством одного из них:

— Иван Иванович! Как классно у вас это получается! (Дитя – Родитель)

— Учись, студент, пока я жив. (Родитель – Дитя)

Игры, в которые играют люди дополнительные трансакции по Эрику Берну

И, напротив, коммуникация прерывается (развивается конфликт), если имеет место перекрестное взаимодействие. На диаграмме векторы таких трансакций пересекаются, на стимул следует неожиданная реакция.

— Муж: «Где мои очки?». (Взрослый – Взрослый)

— Жена: «Опять я виновата!» (Дитя – Родитель) или «Сам смотри за своими вещами!» (Родитель – Дитя).

Игры, в которые играют люди перекрестные трансакции по Эрику Берну

Скрытые трансакции подразумевают два уровня взаимодействия: общественный (открытый) и психологический (скрытый). Главным является психологический уровень.

— Учитель: «Ты знаешь сколько сейчас времени?» (Ты опоздал!)

— Ученик: «Сейчас десять часов». (А меня это не волнует!)

Скрытые трансакции лежат в основе разыгрываемых людьми игр.

Теория игр (игры, в которые играют люди)

Игра – бессознательный (как правило) стереотип поведения, включающий последовательность дополнительных скрытых взаимодействий, на первый взгляд очевидных. Эти, внешне вполне благовидные (но с замаскированным мотивом), повторяющиеся трансакции приводят к четко определенному исходу (кульминации). Иначе говоря, это – серия ходов с подвохом, «двойным дном».

силуэты людей на шахматной доске

Признаки игры – скрытая мотивация и выигрыш (преимущество).
Автор подчеркивает, что «любая игра в своей основе нечестна» и призывает не заблуждаться по поводу термина «игра».

Абрам Ильич Фет (первый переводчик книг Эрика Берна на русский язык) выразительно называет игры «патологией общения».

Э. Берн выделяет следующие группы игр:

Группа Пример Группа Пример
Бытовые «Дай мне пинка» Игры преступников «Полицейские и преступники»
Супружеские «Загнан в угол», «Мое солнышко» На приеме у психоаналитика «Деревенская бабушка», «Нищета»
Общественные «Ну не ужасно ли», «Пятно» Хорошие игры «Выходной день кондуктора»
Сексуальные «Изнасилование»

Не будем раскрывать интригу, поскольку эти и многие другие игры (утверждают, что их упоминается порядка 120) подробно, ярко и с юмором описываются и анализируются Э. Берном во второй части книги. Также автором даются рекомендации, как отказаться от игры, пока она не превратилась в «пожизненное занятие».

Следует отметить, что Э. Берн никогда не вводил термин «психологические игры» и понятия о них не имел. Скорее это «заслуга» его переводчиков.
На самом же деле Э. Берн пишет об играх, в которые играют люди, вместо того, чтобы жить.

«Игры могут быть достаточно серьезны.

<…> Но самая мрачная из игр – это, разумеется, «Война»

2CELLOS – They Don’t Care About Us – Michael Jackson [OFFICIAL VIDEO]

Зачем же люди продолжают разыгрывать игры?

  • Игры заполняют (структурируют, упорядочивают) время «до прихода смерти».
  • Некоторым людям игры жизненно необходимы для сохранения душевного равновесия и общественной позиции. «…лишение их излюбленных игр может погрузить их в необратимое отчаяние, даже в психоз».
  • Игры являются компонентами бессознательного жизненного плана.

Жизненный сценарий

Его анализу посвящена другая книга Э. Берна «Люди, которые играют в игры». В ней он раскрывает понятие родительского послания (программирования) и описывает различные сценарии жизни.

В «Играх…» автор отмечает, что в процессе воспитания ребенка обучают «как и в какие игры играть».

«Его любимые игры как элементы его сценария… определяют… его окончательную судьбу: итоги его брака и карьеры, а также обстоятельства, при которых он умрет»

А что после игр?

Так называется последняя глава книги. Как же отвечает на этот вопрос Эрик Берн?
Выход из «Матрицы» (освобождение от сценария) он видит в достижении автономии (в других переводах – независимости, самостоятельности), которая проявляется в «восприимчивости, спонтанности и близости» (в переводе А. И. Фета).

  • Восприимчивость (осознание настоящего) (осознанность? – G. R.) – способность чувствовать и воспринимать по-своему, а не «так, как надо», жить здесь и сейчас.
  • Спонтанность (непосредственность? – G. R.) – возможность свободно выражать свои чувства, без необходимости разыгрывать игры.
  • Близость (искренность? – G. R.) – непосредственная, свободная от игр откровенность осознанного человека, живущего здесь и сейчас. Э. Берн называет близость «высшей формой человеческого бытия».

Однако автор отмечает, что это выход не для всех. Для большинства людей такая альтернатива может оказаться пугающей и даже опасной.

«…таким людям лучше оставаться в их обычном состоянии… например, «быть-как-все». Это может означать, что для человеческого рода нет надежды; но для отдельных его членов надежда есть»

P. S. Чтобы добраться до сути того, что же действительно хотел сказать выдающийся психолог и, дабы избежать путаницы в терминах и подмены понятий, дотошному и искушенному читателю возможно придет в голову ознакомиться с оригинальным текстом «Games People Play» на английском языке.

Аудиокнига «Игры, в которые играют люди»

Нюансы

Помимо «трудностей перевода» книга Э. Берна «Игры, в которые играют люди» имеет еще ряд особенностей.

Она мало похожа на современные бестселлеры по саморазвитию. Про нее не скажешь «читается на одном дыхании». Но не будем забывать, что «Игры…» были опубликованы аж в далеком 1964 году и первоначально были ориентированы преимущественно на профессиональную аудиторию. Возможно любознательному читателю даже придется погуглить значение некоторых научных словечек типа «феноменологически» и «когерентный».

Вторая часть книги (Каталог игр) «пойдет» легче. И хотя примеры многих игр морально устарели, вы легко найдете их современные аналоги в реальной жизни. А также узнаете о себе много новогоwink.

Вердикт

Как вы уже догадались, хочешь не хочешь, а читать придется.

  • Во-первых, чтобы получить общее представление о трансакционном анализе. Поскольку для того, чтобы в нем разобраться, книги Э. Берна надо не читать, а изучать.
  • Во-вторых, чтобы логически перейти к «продолжению» – уже упоминавшемуся бестселлеру «Люди, которые играют в игры». Зачастую обе книги входят в один сборник.
  • В-третьих, к тому времени, когда Морфеус предложит вам две пилюли – красную и синюю – вы уже будете готовы сделать свой выборcool.

 

Игра началась…

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *