Читайте обзор книги Виктора Франкла «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере», и Вы узнаете, что же такое человек
Виктор Эмиль Франкл – австрийский психиатр, психолог и невролог еврейского происхождения. Он является основателем логотерапии, одного из направлений экзистенциальной психотерапии. Суть логотерапии заключается в нахождении человеком смысла своего бытия («логос» в переводе с греческого — «смысл»), который, выступая в роли мощного жизненного мотиватора, помогает излечиться от апатии, депрессии, склонности к суициду и т. д.
Удивительная все-таки штука – судьба. Виктору Франклу пришлось на себе испытывать жизнеспособность своей концепции, 2 года и 7 месяцев (!) проведя в нацистских концентрационных лагерях, где даже
«Сказать жизни «Да!» – О чем эта книга
Как вы уже поняли, речь в книге Франкла идет о жизни, а точнее – выживании, в концлагере. А еще точнее – о психологическом опыте этого самого выживания. Свое повествование автор делит на 3 фазы:
прибытие в лагерь
пребывание в нем и
освобождение.
Каждой фазе соответствует душевное состояние «обычного, среднего заключенного», его психологические реакции и переживания. При этом в книге делается попытка не столько объяснить, сколько «помочь понять то, что пережили заключенные».
Фаза I: «шок прибытия»
Станция Аушвиц (Освенцим), «бред помилования», первая селекция (быть или не быть), дезинфекция, голое существование, черный юмор, любопытство, «броситься на проволоку?» и… прав был Достоевский:
Железнодорожные пути, ведущие к главным воротам в Освенцим
Прибывшие в концлагерь евреи перед селекцией
Братья Срил (Израиль) и Зелиг. Задушены в газовых камерах сразу после прибытия…
Фаза II: жизнь в концлагере – фаза относительной апатии
Угасание нормальных чувств, внутреннее отупение, безразличие, сужение реальности – все это было механизмом психологической защиты от «бессрочного существования» в лагерной действительности.
А действительность была такова…
Все мысли только о еде.
Ютиться на голых досках по девять человек под двумя жалкими одеялами.
В тряпье и с голыми руками копать землю на морозе.
Хлебать суп, глядя в глаза умершему товарищу, с которым разговаривал всего два часа назад.
Страдать от побоев, причиняемых по малейшему поводу и без повода. Но еще больше страдать от сопровождающего их презрения.
Радоваться, когда ни что не мешает заняться уничтожением вшей.
Хотеть помолиться перед смертью, но в бреду сыпнотифозной горячки забыть слова молитвы…
Узники Освенцима
Освенцим, туалет
Заключенные Освенцима копают дренажные канавы в Биркенау
Освенцим, кремационные печи
Но однажды происходило то, чего все боялись – апатия достигала своей кульминации: человек просто оставался лежать в бараке в собственной моче и фекалиях, не реагируя на уговоры, угрозы, побои. Он не хотел, чтобы его отвели в лазарет, он вообще уже ничего не хотел…
Главным фактором, лишавшим человека внутренней опоры, была неопределенность срока заключения, его неограниченность, безграничность, бессрочность… А для заключенного это означало безбудущность…
Тот, кто не верил в свое будущее, кому больше нечего было ждать от жизни, тот в лагере погибал.
Уловив эту связь, Франкл стал использовать следующий прием: он представлял себя читающим доклад о психологии в ярко освещенном теплом зале, как будто ужасная реальность уже в прошлом (сегодня это называется визуализацией). Более того, он заставил и своих товарищей поверить в их будущее. Одного ждала встреча с горячо любимым ребенком, другого (ученого) – неоконченная работа. А ведь оба чуть было не покончили с собой… Выходит, что прав был Ницше:
Фаза III: после освобождения – «люди разучились радоваться»
Почему же люди, которые познали «уже всю мыслимую глубину страдания», вдруг обнаруживали, что «погружаться в него можно все глубже и глубже», несмотря на долгожданную свободу? Франкл дает этому психологическому явлению несколько объяснений.
Освобожденные узники испытывали выраженную деперсонализацию – синдром, характеризующийся ощущением нереальности происходящего, притупленным восприятием окружающего мира, утратой чувств и эмоций. По сути эта была все та же апатия, из которой заключенные концлагеря медленно «выходили». Душа должна была поверить в действительность вожделенной свободы, ей предстояло пройти свой путь к освобождению.
Кроме того, автор проводит аналогию с кессонной болезнью, которая возникает при резком снижении атмосферного давления (например, у водолаза при быстром всплытии) и характеризуется рядом серьезных телесных расстройств. В случае же внезапного освобождения от чудовищного психологического напряжения, коим было пребывание в концлагере, могли наступать расстройства душевные.
Многие освобожденные испытывали боль и разочарование, убедившись, что на свободе их уже никто не ждет. В этой связи Франкл снова напоминает, что
Сам он, потеряв в концлагере родителей, жену и брата, сумел в 40 лет начать новую жизнь. В 1946 году Франкл возглавил неврологическую клинику в Вене. Он женится во второй раз в 1947. А в 1949 у него рождается дочь Габриэла, ставшая впоследствии детским психологом. В 1955 он становится профессором неврологии и психиатрии Венского Университета.
Виктор Франкл прожил очень насыщенную и плодотворную жизнь: им написаны более 30 книг, 4 раза он совершал кругосветные поездки, читал лекции в самых престижных университетах мира, встречался со знаковыми политическими и религиозными фигурами, в числе которых Хиллари Клинтон и Папа Римский Павел VI. Умер он в 1997 году в возрасте 92-х лет от сердечной недостаточности.
Заключение
В заключение статьи хочется привести одну из самых пронзительных цитат из книги «Сказать жизни «Да!» и видео знаменитой речи Франкла перед студентами в 1972 году. На YouTube вы можете найти русскую озвучку, но я настоятельно вам рекомендую смотреть видео с субтитрами, чтобы прочувствовать эмоциональную окраску этого выступления.
Цитата Гете, которую Франкл приводит в своей речи:
0 Комментариев